10 февраля 2010 г.

10 февраля - 120 лет со дня рождения Бориса Пастернака

10 февраля - 120 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака. 

Любимый поэт. Один из любимых. Дороги его стихи, хочется читать их снова и снова.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колёс,
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

В школе нам как-то забыли рассказать о Пастернаке. А вот про Вознесенского рассказали. Андрей Вознесенский. (Фото с сайта kremlin.ru ) С него и началось знакомство с творчеством поэта, ведь именно его Андрей Андреевич Вознесенский считает своим учителем, наставником. Ему он (Вознесенский), будучи 14-летним подростком, послал свои стихи , после чего получил от него приглашение в гости. Завязавшуюся в результате встречи дружбу с великим поэтом, а также его творчество критики впоследствии называли "бесценным для начинающего поэта". Вознесенский впервые услышал стихи Пастернака в де­сятилетнем возрасте. Это были отрывки из военной поэмы. В четырнадцать лет он отправил Пастернаку свои стихи — и был потрясен, когда тот позвонил в ответ, пригласил его к себе и дал почитать тетрадку собственных новых стихотво­рений. В основном это были «Стихи из романа». Вознесенский называл Пастернака своим литературным кумиром и подчеркивал, что тот оказал на него "исключительное влияние как поэт и как человек" "Я всегда воспринимал встречи с ним, как встречи с отсветом Бога, присутствующим в нем", - говорил он В начале 1980-х отношение к  творчеству Бориса Пастернака постепенно стало меняться: поэт Андрей Вознесенский напечатал воспоминания о Пастернаке в журнале «Новый мир», вышел двухтомник избранных стихотворений поэта под редакцией его сына Евгения Пастернака (1986). В 1987 - Союз писателей отменил свое решение об исключении Пастернака сразу после того, как стало известно, что в 1988 году в периодике начнется публикация романа «Доктор Живаго».
Для меня Пастернак - это замечательные стихи, тихие, но очень проникновенные, переводы "Гамлета" и письма Марине Цветаевой и её дочери Ариадне Эфрон, которых он поддерживал в трудные годы. Очень хочу прочитать книгу
Дмитрий Быков. «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей». М.: Молодая Гвардия, 2005; Полностью в сети не попалась, только отрывок.
Из книги Быкова о Вознесенском и ПастернакеБиография Бориса Пастернака, написанная его сыном Евгением 
(можно прочитать по ссылке полностью)
Эта книга - первая биография Бориса Пастернака (1890-1960), написанная его сыном Е. Б. Пастернаком на основе богатейшего архивного материала - документов, писем, воспоминаний современников. Она раскрывает перед читателем не только обстоятельства жизни поэта, но и показывает творческую историю создания его произведений.
 Ещё почитать и посмотреть о Борисе Пастернаке:
 Люди
 Подборка видео
 Фильм Литературное Переделкино
Борис Пастернак
В Википедии
Сайт Вознесенский
Андрей Вознесенский с интернете
Совершить Виртуальную экскурсию по Дому-музею Пастернака Это не экскурсия в прямом смысле слова. Тем не менее, панорамы дают точное представление об атмосфере этого дома, позволяют ощутить себя в его пространстве.Один из самых знаменитых обитателей Переделкина, Борис Пастернак, воспевал поселок чуть ли не в каждом своем стихотворении. Именно про Переделкино написано, как «ветер, жалуясь и плача, раскачивает лес и дачу». Здесь он слышал «зовы паровоза с шестнадцатой версты», и про походы отсюда на станцию он писал: «Обыкновенно у задворок/ Меня старался перегнать/Почтовый или номер сорок,/А я шел на шесть двадцать пять». То есть если вы приедете в поселок на электричке, то пройдете той самой поэтической дорогой. Всем поклонникам Пастернака в Переделкине станет яснее, откуда рождались его стихи и о чем они. Музей был открыт лишь в 1990 году - к столетнему юбилею Пастернака. В доме, где он прожил двадцать лет - до самой смерти, - нет ни изысков, ни шикарной мебели, ни картин. Обстановка минимальна, но остались вещи поэта. Его стол и диван, книги, рисунки и самовар. Зато огород и цветы перед домом благодаря сотрудникам музея в том же виде, что были и при самом Пастернаке. 10 февраля 2010 года Дом-музей приглашает почитателей поэта на традиционный вечер. Сбор гостей намечается на 14.00. Предполагается музыкально-поэтический концерт, в котором примут участие выпускники Московской консерватории, писатели, друзья дома-музея.

10 февраля 2010 года – в день 120-летия со дня рождения Бориса Пастернака – телеканал «Культура» показывает документальный фильм «Сумрак ночи» (начало в 22:30). Фильм посвящен событиям конца 30-х годов, когда Пастернак по распоряжению Сталина отправляется на Международный антифашистский конгресс писателей. Это был один самых тяжелых жизненных периодов в личной жизни писателя. Авторы фильма высказывают гипотезу, что именно в это смутное, сумрачное время у Пастернака родился замысел романа, который он напишет много лет спустя – «Доктор Живаго».

 ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

МАРБУРГ 
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
B прощальном значеньи своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
По лицам. И все это были подобья.

Но, как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься.

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: "Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба".

"Шагни, и еще раз",- твердил мне инстинкт,
И вел меня мудро, как старый схоластик,
Чрез девственный, непроходимый тростник
Нагретых деревьев, сирени и страсти.

"Научишься шагом, а после хоть в бег",-
Твердил он, и новое солнце с зенита
Смотрело, как сызнова учат ходьбе
Туземца планеты на новой планиде.

Одних это все ослепляло. Другим -
Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.
Копались цыплята в кустах георгин,
Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге
Кто, громко свища, мастерил самострел,
Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.

Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
И небо спекалось, упав на кусок
Кровоостанавливающей арники.

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты -
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.
Марбург Бориса Пастернака

Все стихи Пастернака на Стихии
Подборка материалов о Борисе Пастернаке
ВРЕМЯ ПАСТЕРНАКА  Сын поэта о фильме "Доктор Живаго" и книге Быкова.
А меня ещё ждёт, недавно купленная книга - Борис Пастернак. Письма к родителям и сёстрам. Москва. Новое литературное обозрение. 2004. (почти 900 страниц)  Буду читать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чаще всего в моём блоге читают

Мой никнейм